Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК.


ОГЛАВЛЕНИЕ

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Кодекса см. ст. 177

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан

      1. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из настоящего Кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
      2. Подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не могут устанавливаться ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, если таковые не предусмотрены законом.
     3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Статья 2. Действие уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан в пространстве и во времени

      1. К осужденным, в отношении которых наказания или иные меры уголовно-правового воздействия исполняются на территории Республики Казахстан, применяется уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан.
      2. Исполнение и отбывание наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, применение средств исправления к осужденным, а также оказание помощи освобождаемым осужденным осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент их исполнения.

Статья 3. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе

      Содержащиеся в настоящем Кодексе понятия применяются в следующем значении:
      1) органы, исполняющие наказания, – органы, исполняющие наказания в виде ареста, наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, и иные меры уголовно-правового воздействия;
      2) режим отбывания наказания – установленный настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказаний;
      3) уполномоченный орган в сфере уголовно-исполнительной деятельности – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере уголовно-исполнительной деятельности;
      4) уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система (далее – уголовно-исполнительная система) – система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, а также организаций, обеспечивающих функционирование указанных органов и учреждений;
      5) учреждение уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее – учреждение) – государственное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы, а также содержания осужденных к смертной казни;
      6) уполномоченный орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее – уполномоченный орган уголовно-исполнительной системы) – ведомство уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности, в пределах своей компетенции осуществляющее контрольные и (или) реализационные функции;
      7) пробация – система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений;
      8) служба пробации – орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества, а также организации и функционированию пробации;
      9) пробационный контроль – деятельность уполномоченных органов по осуществлению контроля за исполнением лицами, состоящими на их учете, обязанностей, возложенных на них законом и судом;
      10) исправление осужденного – формирование у осужденного правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе;
      11) изолированные участки следственных изоляторов – помещения следственных изоляторов с камерами для содержания осужденных к лишению свободы, а также осужденных к аресту.
      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 30.12.2016 № 39-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2017 № 58-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан

      1. Целями уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и иными лицами.
      2. В соответствии с указанными целями задачами уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются:
      1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
      2) определение средств исправления осужденных;
      3) охрана прав и свобод осужденных;
      4) оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
      3. Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан

      Уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:
      1) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
      2) законности;
      3) гуманизма;
      4) дифференциации условий исполнения наказаний;
      5) индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
      6) рационального применения мер принуждения;
      7) соединения наказания с исправительным воздействием;
      8) стимулирования правопослушного и активного общественно полезного поведения осужденных.

Статья 6. Основание исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия

      Основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия являются приговор или постановление суда, вступившие в законную силу, акт об амнистии и его применении, акт о помиловании.

Статья 7. Основные средства исправления осужденных

      1. Основными средствами исправления осужденных являются:
      1) режим отбывания наказания;
      2) воспитательное воздействие;
      3) поддержание позитивных социальных связей;
      4) общественно полезный труд;
      5) получение начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования;
      6) общественное воздействие.
      2. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности, формы вины и мотивов совершенного уголовного правонарушения, личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания.

Статья 8. Участие общественности в исправлении осужденных

      1. В исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественные объединения, религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане путем:
      1) проведения социологических и иных мониторингов;
      2) участия в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере уголовно-исполнительной деятельности;
      3) участия в изыскании, предоставлении, распределении и наблюдении за использованием гуманитарной и благотворительной помощи осужденным;
      4) разработки и реализации программ и проектов, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы и социально-правовую помощь осужденным;
      5) оказания иного содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, в формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
      2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, не вправе разглашать ставшие им известными сведения о частной жизни осужденного без его согласия.
      Нарушение указанного требования влечет ответственность, установленную законом.

Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Статья 9. Основы правового положения осужденных

      1. Республика Казахстан уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, а также правовую защиту и личную безопасность.
      2. Осужденные имеют права, свободы и несут обязанности граждан Республики Казахстан с ограничениями, устанавливаемыми Конституцией, Уголовным кодексом и иными законами Республики Казахстан.
      3. Осужденные иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами Республики Казахстан и международными договорами.
      4. Права и обязанности осужденных, а также ограничения их прав определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
      5. Осужденные не могут подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
      6. При поступлении осужденного в учреждение или орган, исполняющие наказание, администрация обязана предоставить в письменном виде и разъяснить осужденному под роспись информацию о его правах, обязанностях и правоограничениях, а также правила внутреннего распорядка учреждений или органов, исполняющих наказание.

Статья 10. Основные права осужденных

      1. Осужденные имеют право на:
      1) получение от учреждений или органов, исполняющих наказание, информации о порядке, условиях отбывания наказания и их изменениях;
      2) обращение с ходатайством о помиловании на имя Президента Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) обращение с устными и письменными предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в их вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, иные государственные органы и к должностным лицам, в общественные объединения, а также международные организации по защите прав и свобод человека в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      4) признание их человеческого достоинства, защиту от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания;
      5) личную безопасность во время отбывания наказания;
      6) дачу объяснений и ведение переписки, а также обращение с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, пользование в предусмотренных законом случаях услугами переводчика;
      7) получение квалифицированной юридической помощи в виде консультаций, справок, составления документов правового характера, а также в иных формах в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
      8) охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;
      9) психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи;
      10) социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      11) безопасные условия труда, отдых, отпуск, а также оплату труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
      Осужденные имеют и иные права в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.
      2. Осужденные иностранцы и лица без гражданства вправе поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств, аккредитованными в Республике Казахстан, а граждане стран, не имеющих дипломатических и консульских учреждений, аккредитованных в Республике Казахстан, – с дипломатическими представительствами государств, взявшими на себя защиту их интересов, или международными организациями, осуществляющими их защиту.
      3. Осужденные, являющиеся инвалидами с дефектами речи либо слуха, либо зрения, имеют право пользоваться услугами специалистов, владеющих дактильно-жестовым языком или азбукой Брайля.
      4. Осужденные не могут быть подвергнуты клиническим исследованиям.

Статья 11. Основные обязанности осужденных

      1. Осужденные обязаны:
      1) выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, а также приговором суда;
      2) соблюдать правила внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих наказание;
      3) выполнять законные требования сотрудников учреждений или органов, исполняющих наказания, а также лиц, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за поведением осужденных;
      4) являться по вызову администрации учреждений или органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
      5) не покидать территорию Республики Казахстан до полного отбывания основного наказания или освобождения от наказания, истечения срока пробационного контроля, истечения срока отсрочки исполнения наказания;
      6) вежливо обращаться к персоналу, другим осужденным, а также лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания;
      7) добросовестно относиться к труду и учебе;
      8) в случаях, предусмотренных законом, проходить обязательные и профилактические медицинские осмотры с целью своевременного выявления инфекционных заболеваний, а также освидетельствование для выявления фактов употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, получения телесных повреждений.
      Примечание РЦПИ!
      Часть первую предусмотрено дополнить подпунктом 9) в соответствии с Законом РК от 30.12.2016 № 41-VІ(вводится в действие с 01.01.2021).

      2. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей влечет ответственность, установленную законом.

Статья 12. Обеспечение личной безопасности

      1. При возникновении угрозы жизни, здоровью либо достоинству осужденному со стороны осужденных и других лиц он вправе письменно или устно обратиться к любому сотруднику учреждения или органа, исполняющего наказание, с просьбой об устранении угрозы.
      Сотрудник учреждения или органа, исполняющего наказание, обязан принять незамедлительные меры по устранению угрозы, в том числе путем перевода и сопровождения осужденного в безопасное место.
      При установлении возникновения угрозы жизни, здоровью либо достоинству осужденного администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, ими принимаются незамедлительные меры по ее устранению, в том числе путем перевода осужденного в безопасное место, независимо от его согласия.
      2. В случае установления возникновения угрозы двум и более осужденным администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, принимает незамедлительные меры по переводу источника угрозы в безопасное место независимо от его согласия.
      3. Перевод осужденного в безопасное место производится по постановлению начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, на срок до тридцати суток.
      В случае отсутствия начальника решение о переводе осужденного в безопасное место принимает дежурный помощник начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, до его прибытия, но не более чем на двадцать четыре часа.
      4. Продление нахождения осужденного в безопасном месте осуществляется по постановлению начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, согласованному с прокурором, на срок до тридцати суток.
      5. При сохранении угрозы, указанной в частях первой и второй настоящей статьи, администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана принять меры по направлению осужденного в иное учреждение или орган, исполняющие наказание, для дальнейшего отбывания им наказания.
      6. Осужденный, переведенный в безопасное место, отбывает наказание в условиях содержания, определенных ему до его перевода в безопасное место.
      7. Начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, обязан оказывать содействие органам, принимающим решение о применении мер безопасности и осуществляющим их в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства.
      8. В качестве безопасного места в учреждениях могут использоваться камеры дисциплинарных изоляторов, в местах отбывания ареста – одиночные камеры.

Статья 13. Обеспечение права осужденных на свободу совести и вероисповедания

      1. Осужденным гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.
      2. Отправление религиозных обрядов является добровольным.
      3. При отправлении религиозных обрядов соблюдаются правила внутреннего распорядка учреждения или органа, исполняющего наказание. Не допускаются действия, сопряженные с побуждением осужденных к отказу от исполнения их обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, и иным нарушениям законодательства Республики Казахстан.
      4. По просьбе осужденных или их родственников в случае ритуальной необходимости приглашаются священнослужители религиозных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      5. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, создает условия для отправления религиозных обрядов, а также обеспечивает личную безопасность священнослужителей.
      6. Строительство культовых зданий (сооружений) на территории учреждений и органов, исполняющих наказание, запрещается.

Статья 14. Обращения осужденных

      1. Обращения осужденных к аресту, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями или органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, иные государственные органы, общественные объединения, а также международные организации по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений или органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний и мерам уголовно-правового воздействия направляют обращения самостоятельно.
      2. В учреждениях и органах, исполняющих наказание, обеспечивается функционирование специальных почтовых ящиков для подачи осужденными обращений на неправомерные действия их должностных лиц. С периодичностью один раз в неделю указанные обращения изымаются прокурором с участием представителей администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о чем составляется акт. Специальные почтовые ящики устанавливаются на территории и в помещениях учреждений и органов, исполняющих наказание, в доступных для осужденных местах.
      3. Обращения осужденных к аресту, лишению свободы, смертной казни, адресованные в государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контролю не подлежат и не позднее одних суток направляются адресату.
      4. Переписка осужденного к лишению свободы, аресту или смертной казни с адвокатом контролю не подлежит.
      5. Осужденные к аресту, лишению свободы, смертной казни могут направлять обращения о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания через участников национального превентивного механизма.
      6. Обращение от имени осужденного не может быть представлено кем-либо без его согласия.
      7. Обращения осужденных по поводу решений или действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают их исполнение, кроме случаев, предусмотренных законом.
      8. Осужденный, подавший жалобу, должен быть уведомлен о решении, принятом по жалобе. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.
      9. Не допускается обращение жалобы во вред осужденному, подавшему жалобу.

Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      1. Правительство Республики Казахстан утверждает:
      1) перечень электронных средств слежения, используемых службой пробации;
      2) правила учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства по отдельным основаниям;
      3) перечень инженерно-технических средств надзора, контроля и охраны учреждений уголовно-исполнительной системы;
      4) натуральные нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых, осужденных и детей, находящихся в домах ребенка учреждений уголовно-исполнительной системы;
      5) правила обеспечения бесплатным проездом, а также продуктами питания или деньгами на путь следования лиц, освобождаемых от отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы, к месту жительства или работы;
      6) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие с 01.01.2015);
      7) правила оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации;
      8) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие с 01.01.2015);
      9) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие с 01.01.2015).
      2. Правительство Республики Казахстан осуществляет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесеннымм Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 16. Компетенция уполномоченного органа в сфере уголовно-исполнительной деятельности

      1. Уполномоченный орган в сфере уголовно-исполнительной деятельности утверждает:
      1) правила посещения учреждений уголовно-исполнительной системы;
      2) правила организации деятельности по осуществлению контроля и надзора за поведением лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и производства досмотров и обысков;
      3) правила организации деятельности службы пробации;
      4) правила направления осужденных в учреждения уголовно-исполнительной системы для отбывания наказания;
      5) правила перемещения осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания;
      6) правила использования инженерно-технических средств надзора, контроля и охраны учреждений уголовно-исполнительной системы;
      7) правила ввода режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      8) правила организации получения начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования осужденных к лишению свободы – по согласованию с уполномоченным органом в области образования;
      9) правила проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы;
      10) инструкцию по созданию условий для отправления религиозных обрядов осужденными к лишению свободы;
      11) правила организации противотуберкулезной помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также перечень заболеваний, являющихся основанием освобождения от отбывания наказания, и порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения;
      12) правила организации санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы – по согласованию с уполномоченным органом в области защиты прав потребителей;
      13) инструкцию по осуществлению охраны органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, предназначенных для отбывания наказания осужденных женщин, несовершеннолетних и учреждений режима полной безопасности;
      14) правила организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста;
      15) положение о попечительском совете при учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      16) правила внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы;
      17) типовое положение о консультативно-совещательном органе при местных исполнительных органах по содействию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания;
      18) правила предоставления технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения осужденным, имеющим инвалидность и отбывающим наказание в учреждениях, и находящимся под стражей, – по согласованию с уполномоченным органом в области социальной защиты населения.
      2. Уполномоченный орган в сфере уголовно-исполнительной деятельности осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 17. Компетенция органов уголовно-исполнительной системы и учреждений

      1. Уполномоченный орган уголовно-исполнительной системы:
      1) осуществляет распределение осужденных к лишению свободы в учреждения в соответствии с приговором или постановлением суда;
      2) направляет осужденных в учреждения для отбывания наказаний;
      3) закрепляет учреждения за лечебно-профилактическими учреждениями;
      4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      2. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы:
      1) осуществляет распределение осужденных к лишению свободы в учреждения, закрепленные уполномоченным органом уголовно-исполнительной системы за территориальным органом, в соответствии с приговором или постановлением суда;
      2) направляет осужденных в учреждения, закрепленные уполномоченным органом уголовно-исполнительной системы за территориальным органом;
      3) рассматривает и представляет в суд материалы на осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью;
      4) осуществляет мониторинг лечебно-профилактических, противотуберкулезных, санитарно-эпидемиологических мероприятий в подведомственных учреждениях;
      5) создает комиссии и утверждает регламент их работы;
      6) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      3. Учреждение при осуществлении деятельности по исполнению наказаний создает комиссии и утверждает регламент их работы, а также реализует работы и услуги, не относящиеся к основной деятельности.
      К перечню работ и услуг, не относящихся к основной деятельности учреждений, относятся предоставляемые ими работы и услуги по обеспечению прав и законных интересов осужденных на:
      1) дополнительное приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, письменных принадлежностей, литературы, периодических изданий, а также медикаментов и иных средств медицинского назначения для оказания дополнительной лечебно-профилактической помощи;
      2) длительные свидания;
      3) дополнительные лечебно-профилактические и иные, определяемые настоящим Кодексом и правилами внутреннего распорядка учреждений, услуги.
      4. Специальная медицинская комиссия территориального органа уголовно-исполнительной системы проводит медицинское освидетельствование осужденных по перечню заболеваний, являющихся основанием для освобождения от отбывания наказания.
      5. Комиссии учреждений:
      1) устанавливают диагноз заболеваний, определяют тактику лечения и прогноз заболеваний, а также направляют больных осужденных на медико-социальную экспертизу в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
      2) рассматривают вопрос о направлении в суд материалов для установления административного надзора в отношении осужденных;
      3) рассматривают вопрос о постановке осужденных на профилактический учет психолога и снятии с него;
      4) рассматривают вопрос о переводе осужденных в различные условия отбывания наказания.
      6. Комиссии территориального органа и учреждения осуществляют иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан.

Статья 18. Компетенция местных исполнительных органов

      1. Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения Республики Казахстан:
      1) образуют консультативно-совещательные органы по содействию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания;
      2) устанавливают квоты рабочих мест для лиц, состоящих на учете службы пробации, а также лиц, освобожденных из учреждений;
      3) координируют оказание социально-правовой и иной помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      4) обеспечивают предоставление специальных социальных услуг лицам, освобожденным из учреждений, состоящим на учете службы пробации, признанным лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
      5) обеспечивают меры по содействию занятости лицам, освобожденным из учреждений, а также состоящим на учете службы пробации;
      6) обеспечивают с согласия родителей или иных законных представителей направление несовершеннолетних с ограниченными возможностями, находящихся на учете службы пробации, на психолого-медико-педагогические консультации;
      7) исполняют иные полномочия в сфере оказания социальной помощи и иной помощи лицам, освобожденным из учреждений, а также состоящим на учете службы пробации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
      2. Аким района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа обеспечивает трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, находящихся на учете службы пробации, а также оказывает им социальную и иную помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОБАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 19. Пробационный контроль

      1. Пробационный контроль осуществляется в отношении лиц:
      1) осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;
      2) осужденных условно;
      3) освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы.
      2. Продолжительность пробационного контроля определяется приговором или постановлением суда.

Статья 20. Особенности осуществления пробационного контроля в отношении несовершеннолетних

      1. Служба пробации осуществляет пробационный контроль в отношении несовершеннолетнего:
      1) осужденного к наказанию в виде ограничения свободы;
      2) осужденного условно.
      Полиция осуществляет пробационный контроль в отношении несовершеннолетнего:
      1) условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания в виде лишения свободы;
      2) в отношении которого судом назначена принудительная мера воспитательного воздействия, установленная пунктом 4) части первой статьи 84 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
      2. Служба пробации при постановке на учет несовершеннолетнего реализует комплекс мер в соответствии состатьями 69, 169 и 174 настоящего Кодекса в присутствии родителей или иных законных представителей, а при необходимости – педагога или психолога.
      3. В отношении несовершеннолетних наряду с мерами, указанными в части второй настоящей статьи, служба пробации:
      1) при задержании несовершеннолетнего, находящегося в розыске, незамедлительно вызывает родителей или иных законных представителей для опроса и установления причин и условий, способствовавших уклонению от отбывания наказаний;
      2) совместно с представителями органа опеки и попечительства ежеквартально проводит обследование жилищных условий несовершеннолетних с составлением акта.
      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2016 № 39-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Условия пробационного контроля

      1. Лицо, в отношении которого установлен пробационный контроль, вправе отказаться от получения социально-правовой и иной помощи. В таком случае отказ оформляется актом.
      2. Лицо, в отношении которого установлен пробационный контроль, обязано:
      1) явиться в течение десяти суток со дня вступления приговора или постановления суда в законную силу в службу пробации для постановки на учет;
      2) соблюдать установленные настоящим Кодексом условия и порядок отбывания наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
      3) являться в службу пробации для участия в профилактической беседе;
      4) письменно информировать службу пробации об изменении места работы и (или) жительства.
      3. Для достижения целей наказания и иных мер уголовно-правового воздействия служба пробации взаимодействует с государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Местные исполнительные органы, общественные объединения и иные организации оказывают социально-правовую и иную помощь лицу, в отношении которого установлен пробационный контроль, в соответствии с индивидуальной программой, разработанной службой пробации.

 

Скачать полный текст УИК РК